Рынок акций на европейские авиакомпании снова характеризуется огромными колебаниями в показателе оценочной стоимости. И основная причина такой ситуации — это риски возможной рецессии, ухудшение спроса на услуги подобных перевозчиков, особенно это актуально в дальних направлениях, и возможности дефолта для многих авиалиний.
Почему авиалинии ЕС теряют свою привлекательность
Март 2025 года стал худшим месяцем за последние несколько лет. За несколько недель компании потеряли более 20% от стоимости своего акционерного капитала. И общая мировая ситуация влечет неблагоприятный прогноз. Потери могут превысить 30-40%, когда по некоторым авиалиниям озвучивают и риск дефолта. Так JP Morgan по отношению к Air France значительно понизил рейтинговую оценку, предоставив ему оценку нейтрального. Основная причина ухудшения — это значительное сокращение спроса на услуги данного перевозчика, работающего и на дальние пассажирские расстояния, а также ограниченность финансовых потоков, что невозможно компенсировать за счет доступных кредитных ресурсов и привлеченных инвестиционных вливаний.
JP Morgan заявляет о том, что пока трудно оценивать ситуацию даже в ближайшей перспективе как для указанного участника авиационного сектора, так и для иных европейских компаний. Неоспоримым фактом остается резкое сокращение спроса на трансатлантические перелеты, которые формируют достаточно большой сегмент доходности. Большие показатели сокращения спроса обычно влекут за собой и снижение стоимости авиабилетов. Задача — привлечь в оборот хотя бы минимальную долю потенциальных клиентов для покрытия базовых расходов фирмы.
Но пока такого сокращения цен на авиабилеты нет. Следовательно, и критического момента европейские компании не достигли. Также положительным моментом по мнению JP Morgan является снижение стоимости топлива на 16%, что в пересчете на себестоимость предоставляемых услуг обеспечивает явную стойкую маржу.
Третьим весьма положительным фактором является и сохраняющийся спрос в европейском обществе на ближние авиаперевозки, которые в совокупности перекрывают недостающий спрос среди дальнего авиасообщения.
Представители Capital Markets достаточно обтекаемо обобщили свои прогнозы, заявляя, что сейчас в сфере европейских авиаперевозок прослеживаются как негативные, так и положительные тенденции. По их словам, существует явная неопределенность, но говорить только о негативных результатах точно не приходиться. Например, за счет снижения ресурсов, используемых авиакомпаниями, есть шанс перекрыть финансовые потери от отсутствия определенной доли спроса на авиаперевозки. В пересчете на денежный эквивалент бизнес перевозок имеет неплохой шанс не только достигнуть точки безубыточности, но и дополнительно еще и выйти в плюс. Правда, пока прогнозов по объему чистой прибыли нет.
Позиции некоторых перевозчиков
Благоприятный прогноз в отношении Ryanair были озвучены как Capital Markets, так и JP Morgan. Основные факторы: высокий маржинальный доход в пересчете на единицу предоставляемой услуги; доступность к денежным ресурсам и высокие конкурентные позиции на рынке среди иных перевозчиков.
Не такой благоприятный прогноз озвучен в отношении Deutsche Lufthansa. Оба рейтинговых агентства заявили о высоких рисках. Основная причина — это долговая нагрузка и низкий уровень платежеспособности указанного игрока рынка. Также Deutsche Lufthansa достаточно трудно конкурировать с крупными авиаперевозчиками Европы в направлениях ЕС и США, следовательно, сокращение возможного спроса, в первую очередь, может отразиться на указанном бренде.
В целом же все эксперты сходятся во мнении, что хотя сейчас не лучшее время для вложений в авиакомпании, в целом они смогут нивелировать возможные риски и потери. Сокращение возможной доходности на одну базовую услугу со стороны авиакомпании ожидается на уровне 2-3%, когда снизить себестоимость можно на 8-10%. В тандеме это позволит сдержать падение чистой прибыли, обеспечив норму прибыли на уровне 15-20%.